Первые тома факсимильного издания Лицевого летописного свода царя Иоанна Грозного получила в дар от Общества любителей древней письменности Научная библиотека им. М.Горького. Издание древних рукописных книг — одно из направлений деятельности возрожденного научного сообщества.

Летописный свод — это объемные увесистые тома, факсимильное воспроизведение рукописных книг, созданных во второй половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV, в единственном экземпляре для его детей. Сейчас изданы четыре первые книги, их уже получили от Общества любителей древней письменности (ОЛДП) первые читатели. Условия получения книг просты: умение прочитать 3-4 строчки на древнерусском языке и за выходящими в свет книгами нужно являться лично (исключения только для инвалидов и соотечественников за рубежом).

 

Начни читать — не оторвешься!

 

— Если уметь их читать — не оторвешься, пока не прочтешь все 20 томов, — уверен Герман Стерлигов, председатель правления Общества любителей древней письменности, широко известный как предприниматель перестроечных времен, знаменитый и тем, что сменил активную жизнь столичного бизнесмена на сельский труд и покой.

Впрочем, эти книги интересны и тем, кто древнерусским не владеет: лицевой — это значит иллюстрированный, с изображением «в лицах». Над сводом работали митрополичьи и государевы мастеровые: около 15 писцов и 10 художников, которые создали около 10 тысяч листов и свыше 17 тысяч иллюстраций, причем изобразительный материал занимает где-то две трети всего объема этого «учебника жизни для царских детей», как еще его называют. В истории мировой средневековой письменности нет памятника, подобного Лицевому летописному своду, как по широте охвата, так и по объему. В его состав вошли священная, древнееврейская и древнегреческая истории, повествования о Троянской войне и Александре Македонском, сюжеты истории Римской и Византийской империй, а также летопись, освещающая важнейшие события России четырех с половиной столетий: с 1114 по 1567 год. Рисунки-миниатюры пейзажного, исторического, батального и бытового жанров не только иллюстрируют текст, они неоценимы именно для сегодняшнего читателя — благодаря им мы видим, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода.

— Издание «Лицевого свода» планируется тиражом 15–20 тысяч, — говорит Герман Стерлигов, — мы хотим сделать древнерусские книги доступными людям, независимо от сословной принадлежности или состояния.

 

 Исторические дороги

 

На церемонии передачи книг Лицевого свода Университетской библиотеке первый проректор по учебной и научной работе Игорь Горлинский назвал это событие символичным, поскольку именно в Петербургском университете в XVIII–XIX веках зародилась отечественная школа изучения древней литературы. Как обычно, исторические дороги ведут в Петербург.

Тот, кто церковно-славянский язык осилить не в состоянии, может просто полистать Лицевой свод на выставке в Фонтанном доме. Здесь же, в Музее музыкальных инструментов, представлены книги, изданные обществом любителей древней письменности в конце XIX — начале XX века. Таким образом общество, возрожденное в Москве в 2008 году, в преддверии празднования 300-летия Фонтанного дома открыло свое представительство в Петербурге, на историческом месте.

— Приемы, балы, концерты в Шереметевском дворце — это всё известные страницы истории этой усадьбы. Но при графе Сергее Дмитриевиче с 1870-х годов дворец стал интеллектуальным центром Петербурга, — рассказывает Алла Краско, старший научный сотрудник Института генеалогических исследований Российской национальной библиотеки. — Здесь собирались люди, которые разделяли взгляды Сергея Дмитриевича, чье мировоззрение можно было бы назвать консервативный романтизм.

Общество любителей древней письменности возникло по инициативе известного историка князя Павла Петровича Вяземского и его зятя — московского предводителя губернского дворянства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Их начинания поддержали сорок восемь учредителей, среди которых были фельд-маршал князь А.И.Барятинский, граф А.В.Бобринский, директор московских музеев В.А.Дашков, ректор Московского университета академик Н.С.Тихонравов, историки П.И.Бартенев и В.О.Ключевский, филолог и хранитель Румянцевского музея Е.В.Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И.Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т.Солдатенков. Устав ОЛДП был утвержден 17 мая 1877 года Министерством народного просвещения. Первый пункт устава гласил: «Общество любителей древней письменности имеет целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений».

— Сергей Дмитриевич предоставлял помещение для Общества любителей древней письменности, здесь собиралась библиотека общества. За 40 предреволюционных лет трудно найти историка-медиевиста, который хоть раз не участвовал бы в заседаниях общества, — говорит Алла Краско.

Главной задачей общества было выявление, изучение и публикация памятников древнерусской письменности. В соответствии с уставом в круг изданий ОЛДП вошли: рукописи Святого Писания с лицевыми изображениями, жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и другие статьи духовного содержания, буквари, грамматики, трактаты по естествоведению, астрономии, медицине, музыке, военному искусству, космографии, описания городов и монастырей, хождения и путешествия, древние карты, планы и рисунки, исторические сочинения и переводы, повести, легенды, сборники песен и басен, драматические произведения…

На средства ОЛДП только в 1870–1890-е годы было издано свыше 200 факсимильных изданий рукописей и их фрагментов, создана уникальная библиотека, музей и коллекция (хранящаяся ныне в отделе рукописей Российской национальной библиотеки), организовывались археографические экспедиции, субсидировались научные проекты. ОЛДП прекратило свое существование в 1932 году после пожара в Шереметевском дворце. Часть изданий из фонда общества РНБ передала музею в Фонтанном доме, их можно увидеть на выставке. Это грамматики, азбука, рукописная книга партий русского рогового оркестра и отчеты деятельности общества с описаниями рукописей, материалами исследований старинных текстов, сведениями о памятниках древнерусской письменности.

 

 Не для продажи

 

— До революции общество выпускало много изданий, но малыми тиражами, то есть для специалистов. Мы издаем мало наименований, но зато помногу, — говорит председатель правления общества. — Если книги продавать, то их смогут купить только люди зажиточные, а интеллектуалы, как правило, к ним не относятся.

Поэтому возрожденное ОЛДП распространяет книги бесплатно, имея в виду благие цели и перспективные планы.

— Мы ориентируемся на детей: если им давать правильные книжки, тогда есть надежда на изменения в обществе через 10-15 лет, — уверен Герман Стерлигов.

Лицевой летописный свод царя Ивана Грозного есть и на сайте ОЛДП в открытом доступе. Через сайт организаторы общества предлагают держать связь и тем, кто хочет пополнить его ряды, изучает или интересуется старинными русскими манускриптами.

Дарья Осинская