13 февраля 2012 года состоялась передача 10 томов факсимильного издания Лицевого Летописного Свода XVI века и Елисаветградского Евангелия в дар Эрмитажу от Общества Любителей Древней Письменности. На передаче присутствовали генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, заместители генерального директора музея С.Б. Адаксина, Г.В. Вилинбахов, В.Ю. Матвеев, учредитель и председатель правления Общества Любителей Древней Письменности Г.Л. Стерлигов, учредители Общества в Санкт-Петербурге Олег Аркадьевич Никифоров, Денис Сергеевич Нырков, Олег Геннадьевич Масензов, Геннадий Иванович Голубов, глава Белорусского отделения Общества Александр Александрович Маленков.

 Памятник мирового значения Лицевой летописный свод является шедевром древнерусской книжности, Царь-книгой, как его именовали по аналогии с Царь-колоколом и Царь-пушкой.

Лицевой (т. е. иллюстрированный, с изображением «в лицах») летописный свод был создан во второй половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в единственном экземпляре для обучения его детей. Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и «государевы» мастеровые: около 15 писцов и 10 художников. Свод состоит из более, чем 10 тысяч листов и свыше 17 тысяч иллюстраций, причём изобразительный материал занимает около двух третей всего объёма памятника. Рисунки-миниатюры (церковного, исторического, батального и бытового жанров) не только иллюстрируют текст, но и дополняют его. Некоторые события предстают в книге не в описании, а только в рисунках. Миниатюры рассказывают читателям, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода и прочее.

Во времена Иоанна Грозного книга хранилась в Кремле. Позднее, в силу различных исторических обстоятельств, она оказалась разделенной на десять фолиантов. В XVII-XIX веках эти тома находились в частных собраниях, переходя от одного владельца к другому. Ими, в частности, владели Никон (Минов), Пётр I, Остерман, князья Голицыны. Постепенно рукописи оказались в фондах разных библиотек. На сегодняшний день Царь-книга частями хранится в Москве (в Государственном историческом музее) и Санкт-Петербурге (в Российской национальной библиотеке и Библиотеке академии наук).

Задача, которую поставило перед собой «Обществом Любителей Древней Письменности», заключается в том, чтобы сделать Царь-книгу, учебник для царских детей, доступным для миллионов ребят России, а также стран Европы, Америки и Азии. С  этой целью Свод, за исключением первых четырех томов – Священной истории, будет издаваться с параллельным  переводом на ряд языков мира: английский, испанский, немецкий, французский, китайский, арабский, японский, португальский, итальянский, фарси, хинди, иврит.

 Общество Любителей Древней Письменности возникло в эпоху Великих реформ Александра II по инициативе известного историка князя Павла Петровича Вяземского и московского предводителя губернского дворянства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Их начинание поддержали сорок восемь учредителей — виднейших государственных деятелей, ученых и предпринимателей, среди них: фельдмаршал князь А.И. Барятинский, граф А.В. Бобринский, директор московских Музеев В.А. Дашков, ректор Московского университета академик Н.С. Тихонравов, историки П.И. Бартенев и В.О. Ключевский, филолог и хранитель Румянцевского музея Е.В. Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И. Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т. Солдатенков.
Устав Общества был утвержден 17 мая 1877 года Министерством народного просвещения на основании высочайше утвержденного 6 мая 1877 года положения комитета министров. Согласно первому основополагающему пункту Устава «Общество Любителей Древней Письменности» имело целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений». В соответствии с Уставом в круг изданий Общества вошли: рукописи Святого Писания с лицевыми изображениями и без оных; отдельные жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и другие статьи духовного содержания; учебники старого времени, теоретические статьи по разным наукам и художествам; рукописи географического содержания, древние карты, планы и рисунки; исторические сочинения и переводы, летописи с лицевыми изображениями, хронографы, древнерусские переводы польских летописцев, рукописи, содержащие произведения словесности, не исключая и народной, и т.д.
На средства Общества Любителей Древней Словесности только в 1870–1890-е годы было издано свыше 200 факсимильных изданий рукописей и их фрагментов, создана уникальная библиотека, музей и коллекция (хранящаяся ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки), организовывались археографические экспедиции, субсидировались научные проекты. Общество занималось и самостоятельными научными исследованиями, по результатам которых проводились заседания, заслушивались доклады и сообщения, читались лекции. Общество пережило Октябрьскую революцию и прекратило свое существование в 1932 году.

В 2008 году, после многолетнего перерыва Общество возобновило свою деятельность в Москве, а в 2011 году в Петербурге.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа